Форум » Поле » Стиль » Ответить

Стиль

Мацокин: Почему в правилах испытаний спаниеля необходимо отказаться от оценки стиля и, соответственно, исключить графы "Стиль хода" и "Стиль подводки". Понятие "стиля", применительно к описанию работы собак, появилось в конце позапрошлого века, использовалось, как правило, для выражения впечатления от работы породной легавой собаки и часто употреблялось в значении "красота". Впоследствии, в правилах испытаний легавых была введена графа "Стиль и красота", на которую отводилось 15 баллов. Позже слово "красота" из названия этой графы было исключено, а графа была детализированна. Таким образом, появились "стиль хода", "стиль стойки" и "стиль подводки". Почему же из названия графы "Стиль и красота" исключили слово "красота"? Скорее всего, это связано с тем, что "красота", в отличии от "стиля", понятие субъективное, и его очень затрудительно определять, а определение стилю дать сравнительно легко: стиль - это отвлеченное обобщение признаков, свойственных какому-либо предмету. А красота для каждого своя: кто-то считает красивыми движения носорога, а кто-то нет. Что же понимается под "стилем" работы легавой собаки: "стиль - выразительность и гармоничность всех движений и приемов в работе, свойственные каждой из пород легавых собак." Теперь посмотрим на правила испытаний спаниелей: "Стиль - типичность, красота хода и поиска, энергичность при подводке и подьеме птицы...". Определения очень похожи: "типичность" из определения стиля у спаниелей соответствует "свойственные каждой из пород...", а "красота хода и поиска" соответствует "выразительности и гармоничности всех приемов и движений в работе". Таким образом, появившись в правилах испытаний легавых, понятие стиля перекочевало в правила испытаний спаниелей. Но, принимая во внимание, что приемы работы у спаниелей и у легавых отличаются, то в правила испытания спаниелей были введены соответствующие пояснения, которые содержатся в ориентировочной шкале примерных расценок. Прежде чем перейти к разбору этих пояснений, я бы хотел подвергнуть сомнению основное определение стиля для спаниелей в части "красота хода и поиска", поскольку между стилем и красотой ставится знак равенства, то становится непонятным, что же в ходе и поиске следует считать красивым (ведь красота у каждого своя). Если же воспользоваться определением красоты, как "выразительности и гармоничности", то тогда возникает вопрос, как оценивать недостаточно выразительные, но очень эффективные работы спаниеля. Ведь никто не будет спорить, что спаниель универсален в пользовании чутьем, а это предполагает отсутствие какой-либо типичной, закрепленной манеры в работе по птице и приводит к появлению большого количества разнообразных приемов, продиктованных целесообразностью и оптимальностью в достижении результата (нахождении и подъеме птицы). И еще, манера поиска его будет разниться в зависимости от местности (спаниель должен быть эффективен в разных типах угодий), ветра, погоды и поведения птицы. Для подтверждения своей мысли приведу здесь цитату из комментариев к организации и судейству состязаний английских спрингер-спаниелей, размещенной на нижегородском сайте КП "Русский спаниель", касательно поиска: "Поскольку функция спаниеля — поиск и выпугивание дичи, выбор манеры поиска должен быть полностью подчинен достижению этой цели, а не доставлению эстетического удовлетворения". Когда мы внимательно посмотрим на пояснения к определению "стиль хода" и "стиль подводки", то мы обнаружим, что некоторые из них никак не соотносятся с основным определением стиля, а самое главное, вступают в противоречие с требованием оптимальности поиска для достижения результата этого поиска. Что же это за несоответствия и противоречия? 1. "... "подводка" в полном контакте с ведущим и подъем птицы с заходом на него." Это пояснение можно включать в графу "постановка", "мастерство" (если бы такая была), но позвольте вас спросить, причем здесь "стиль"? 2. "... ход собаки с поднятой головой, с подпрыгиванием время от времени, если испытывается в высокой осоке, траве или кустарнике (делает свечки)". Это пояснение соответствует основному определению стиля, но оно противоречит требованию целесообразности поиска и универсальности спаниеля в пользовании чутьем. Не всегда "свечки" и "поднятая голова" оптимальны и целесообразны. Тем более смущает наличие в пояснении сослогательного наклонения приминительно к угодьям. А если не будет высокой травы? Некоторые эксперты определяют стиль, как оптимальность движений собаки для достижения результата, т.е. высоко поднятая голова позволяет причуять запах от дичи дальше. Но, во-первых, оптимальность и стиль это разные понятия, а во-вторых, судить об оптимальности движений собаки можно лишь по результату. Немного ли мы на себя берем, решая за собаку, что на данный момент поиска в ее движениях будет оптимальным, а что нет? А если, неся голову высоко, она пропускает наброды, которые ее приведут к птице, которую верхом она не прихватит из-за того, что сама птица не находится в полосе направления движения ведущего? На испытаниях я судил очень много собак, которые, идя на легком галопе, делая изумительные "свечки", явно пропускали птиц, а пущенная следом не очень эффектно работающая собачка поднимала все четко и быстро. Иногда под стилем понимается рациональность работы двигательного аппарата собаки в поиске, но это, по моему глубокому убеждению, также не имеет никакого отношения к стилю. Рациональность движения напрямую связана с анатомическим строением собаки, и оценивается это на выставке. Исходя из всего вышесказанного, считаю необходимым исключить из правил понятие стиля, как противорачащее основным требованиям, предъявляемым к спаниелям на охоте, а именно, универсальности в пользовании чутьем, оптимальности, целесообразности и, как следствие, эффективности поиска. Что же касается манеры работы спаниеля на подъеме птицы, то наличия графы "Подводка" или "Выпугивание" с 10 баллами диапазона вполне достаточно для оценки всех нюансов проявления этого качества.

Ответов - 1

Luba_NN: Немного из "глупостей" Марии Дмитриевны Менделеевой (статья "Порода и стиль", выделено автором): "Стиль - это врожденная манера работы, врожденный жест, закрепившейся путем селекции" . "Из припоминающихся мне разногласий, не имея под рукой нужной литературы, приведу только мнение пойнтериста Вл.Марра, пытавшегося доказать, что стиль диктуется складом. Но это будет отчасти верно только для хода, но для комплекса: потяжка-стойка-подводка, по существу процесса единого, признать этого никак нельзя". "Нет, конечно, манера работы есть следствие некоего психического склада, функция высшей нервной деятельности. Отсюда прямой вывод, что стиль вообще есть нечто целое, значит, влияющее и на движения помимо склада. Выше была сделана оговорка, что движения лишь отчасти диктуются стилем". Кстати, обратите внимание, что потяжка, стойка и подводка понимается ею (и не только!), как единый процесс. Не кажется ли вам, что эстетство в части стимулирования "стильной потяжки" в породе неотвратимо ведет спаниеля к стойке? Кому это нужно?!



полная версия страницы